Фонд «Инженерное наследие академика В.Ф. Уткина»

Мы отковали пламенные крылья своей стране и веку своему

Инженерное наследие академика В.Ф.Уткина

В год 90-летия со дня рождения В.Ф. Уткина был учреждён Фонд «Инженерное наследие академика В.Ф. Уткина». Он продолжит осуществление проекта «Золотая медаль», который с 2001 года реализуется Общественным комитетом, а также будет вести работу по другим направлениям в целях содействия развитию отрасли в современных условиях и патриотического воспитания граждан. Создание Уткинского фонда было инициировано Попечительским советом проекта (председатель О.Д. Бакланов), а учредителями Фонда выступили крупнейшие российские предприятия ракетно-космической отрасли. Характерно само название Фонда, в котором подчёркивается роль В.Ф. Уткина как выдающегося инженера. Сегодня сохранение и приумножение отечественного инженерного наследия является актуальной задачей государственного значения, одним из основных факторов определяющих экономическую и военную мощь страны. РЕ обратился к двум известным в ракетной отрасли людям А.В. Усенкову и А.Е. Шестакову (оба были заместителями министра общего машиностроения СССР, а ныне являются заместителями председателя Общественного комитета) с просьбой в доступной для читателей форме назвать основные инженерные достижения академика В.Ф. Уткина и его соратников.


РЕ. Артур Владимирович! Вы сами являетесь военным инженером, служили в ракетных войсках, работали в МОМе, участвовали во многих испытаниях и приёмках боевой техники, созданной под руководством Владимира Фёдоровича. Как вам видятся основные технические достижения, реализованные, например, в «Сатане»?

А.У. Прежде всего давайте отметим отличие инженерной деятельности от поисковых фундаментальных исследований. В фундаментальной науке, как говорят, отрицательный результат – тоже результат. В масштабном инженерном проекте отрицательный результат никого не устраивает. Тогда это просто потерянные средства, время и труд больших коллективов. Кстати, и инженерные проекты бывают разными. Одно дело – малогабаритные установки и другое, когда речь идёт о многотонных конструкциях (у ракетчиков это десятки и сотни тонн) с повышенной взрывоопасностью. Отсюда огромная ответственность руководителя проекта, который призван выбирать самые надёжные варианты из возможных. Как происходит такой выбор, лучше спрашивать у разработчиков, что наш Фонд, возможно, и сделает.

Что же касается достижений Владимира Фёдоровича, его команды и смежников в ракете типа Р-36М, которую именуют «Сатаной», но мы больше любили термин «Воевода», то их здесь более чем достаточно. Сама ракета – это более 200 тонн в тонкостенном (толщиной 3 мм) корпусе из мягкого сплава. В ней порядка 190 тонн весьма токсичного горючего и ядерный боезаряд, в 400 раз превышающий мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Чтобы сохранить пусковую шахту, такую глыбу-ракету надо сначала мягко и бе­зопасно вытолкнуть из-под земли на несколько десятков метров и только потом запустить основной двигатель первой ступени.

Что было придумано разработчиками в КБЮ? В шахте ракету подвесили в транспортно-пусковом контейнере (в котором она и доставляется на место пуска), как в люльке. Подрывом пороховых зарядов в шахте (пороховой аккумулятор давления) ракета выбрасывается из неё и зависает над землей, после чего запускается основной ракетный двигатель. Это суть миномётного старта.

РЕ. Что добавите, Альфред Евгеньевич? В МОМе вы курировали электронику и приборостроение для систем управления. Как по этой части?

А.Ш. Нельзя опустить важные детали, которые происходят в шахте перед пуском. После получения пускового сигнала он многократно перепроверятся системой управления ракеты. Затем вводится полётное задание, учитывающее необходимость оперативного перенацеливания ядерных боезарядов из-за смены боевой задачи или изменения положения ШПУ (шахтной пусковой установки) в результате возможного воздействия противника. Потом осуществляется горячий наддув топливных отсеков ракеты путём впрыска одного самовоспламеняющегося компонента в топливный отсек другого. Одновременно открывается крышка шахты с имеющейся на ней маскировкой, а возможно и заваленная грунтом, если был произведён удар противника.

А.У. Вытолкнутая из шахты и парящая в свободном полёте ракета должна сбросить с себя восемь полуколец, которые в качестве амортизаторов предохраняли её от соударений со стенками ШПУ, а также специальный поддон, через который пороховые газы выталкивали её наружу. В кинохронике старта хорошо видно, как отлетают эти полукольца и поддон, причём так, чтобы падающий поддон не повредил шахту. В эти мгновения регулируется перепад давления в топливных баках (часть газов выбрасывается в атмосферу). И только после всех этих операций запускаются три жидкостных реактивных двигателя первой ступени ракеты.

А.Ш. Причём при запуске ракетных двигателей нельзя допустить раскачки баков с огромной массой колеблющейся жидкости. И это было сделано.

После сброса первой ступени ракеты (когда её топливо полностью выработано) запускается вторая ступень. После сброса второй ступени начинал работу блок разведения полезной нагрузки. Он выбрасывает все тяжёлые и лёгкие ложные цели, а потом с помощью включения и выключения специальных двигателей наводит все десять ядерных боезарядов на свои для каждого из них цели.

Но и это не всё. В Р-36 была обеспечена защита радиоэлектронной аппаратуры от радиации при прохождении ракеты и зарядов через радиоактивное облако, если такое возникало на их пути.

Теперь ещё момент. Надо напомнить, что, кроме Р-36 со всеми её модификациями, в КБЮ была создана специальная командная ракета 15А11. Если бы потенциальный противник нанёс ракетно-ядерный удар по СССР первым, эта ракета стартовала бы с практически неуязвимой пусковой установки и дала бы команду на ответный удар всем уцелевшим боевым ракетам Союза. На Западе её прозвали «Мертвой рукой» и, вероятно, наконец, осознали, что в атомной войне победителей не будет...

А.У. Конечно, мы только укрупнённо назвали инженерные решения, которые были заложены в «Сатану». Если коснуться деталей, то там снова обнаружится масса красивых технических решений. Не затронули мы и БЖРК («Скальпель»). По этому комплексу, создававшемуся двумя братьями Уткиными, лучше расспросить Алексея Фёдоровича Уткина, бывшего в то время главным конструктором пусковых установок и ракетного поезда.

А.Ш. Что мы ещё не затронули? Разве не инженерным достижением является создание амортизаторов, многие десятилетия сохраняющих свои упругие свойства под 200-тонной нагрузкой? Или создание гироскопов, способных долгие годы сохранять работоспособность? Сюда надо отнести и разработку специальных жидкостных ракетных двигателей для блока разведения.

Если же комплексно оценивать работу генерального конструктора В.Ф. Уткина и его коллег, включая смежников, то надо вспомнить оценку первого ракетного министра СССР Сергея Александровича Афанасьева, которую он дал вкладу КБ «Южное», «Южмаша» и лично Владимира Фёдоровича в обеспечение обороноспособности страны. Он говорил (и это сохранено в фильме «Укрощение «Сатаны»): «То, что сделал Уткин SS-18, за это одно – ему памятник поставить, за одну эту машину. Потому что я должен честно признаться, что это вообще первоклассная машина…». И это высшая оценка, которую мог получить ракетчик от самого авторитетного государственного деятеля, ведавшего ракетным вооружением.


Беседовал А.В. Жевняк

Учредители фонда